Ученые назвали черты личности, влияющие на выбор подарков
Что еще важно?

2020 год не был нормальным во всех смыслах, и он наверняка повлиял на праздничные расходы в этом году. Однако есть и индивидуальные различия, которые влияют на размер наших праздничных расходов. Конечно, некоторые праздничные привычки происходят просто из разных семейных традиций, но личность дарителя также влияет на то, сколько он тратит. Недавнее исследование под названием Who Are the Scrooges? проливает свет на этот вопрос.

Что влияет на выбор подарка?

В исследовании, проведенном доктором Сарой Вестон и ее коллегами, была изучена взаимосвязь между личными качествами 2133 жителей Великобритании и расходами на праздники. Сделано это было на основе данных из приложения для управления финансами, которое регистрировало расходы по банковским счетам пользователей и кредитным картам. Пользователи приложения, которые согласились участвовать в исследовании, предоставили информацию о своих личностных качествах и разрешили исследователям получить доступ к своим анонимным данным о транзакциях. Исследователи измерили праздничные расходы участников по общей сумме денег, потраченной в ноябре и декабре.

Общие расходы на праздники были связаны с несколькими ключевыми личностными чертами: экстраверсией, сознательностью и невротизмом. Праздничные расходы положительно коррелировали с экстраверсией, а это означало, что чем более общительным, энергичным, увлеченным и уверенным был участник, тем больше денег он мог потратить в течение этих месяцев. Точно так же расходы положительно коррелировали с сознательностью, склонностью человека быть активным, ответственным и организованным. Невротизм, черта личности, которая отражает реакцию людей на стресс, тревогу и капризность, была негативно связана с праздниками: чем более невротичен участник, тем он меньше тратил.

Исследователи задались вопросом, были ли эти результаты уникальными для праздничных расходов или же они соответствовали обычным привычкам участников. Их также интересовало, влияют ли на эти привычки доходы участников, поскольку известны связи между личностными чертами и родом занятий/доходом.

Чтобы выяснить это, исследователи снова проанализировали данные, контролируя доход участников и их типичные двухмесячные расходы вне праздничного сезона. Как и следовало ожидать, участники с более высокими доходами и более высокими расходами тратили больше во время праздничного сезона. Интересно, что, когда ученые удалили влияние этих переменных, связь между расходами на праздники и сознательностью была ослаблена, но обратная связь между невротизмом и тратами на праздники осталась.

Однако возникла новая ассоциация: при контроле доходов и расходов, не связанных с праздниками, другая черта - открытость опыту - была негативно связана с расходами на праздник. Открытость к опыту влечет за собой нетрадиционность, воображение, стремление ценить новые идеи и опыт, творчество и интерес к интеллектуальным занятиям. Чем менее традиционны и более открыты участники, тем меньше они тратят в месяцы, предшествующие праздникам. Хотя в исследовании не проводилась оценка того, как и почему существует эта ассоциация, здесь могло повлиять то, что люди с более высокой степенью открытости менее привержены традиционным нормам праздников. Или, возможно, они с большей вероятностью будут дарить предметы, которые не требуют больших затрат, например, впечатления или предметы ручной работы.

Что еще важно?

Другой вопрос, который задала исследовательская группа, заключался в том, существуют ли различия в личностных графиках людей при подготовке к праздникам. Например, вы можете подумать, что добросовестные люди покупают подарки раньше и смеются над менее сознательными людьми, когда они вступают в борьбу за подарки прямо перед праздниками из-за своего плохого планирования. Удивительно, но не было никакой связи между тратой большего количества денег в определенные дни праздничного сезона и личными качествами. Однако они оценивали эти ассоциации только в дни ноября и декабря, поэтому вполне возможно, что все сознательные люди действительно закончили большую часть своих праздничных покупок задолго до ноября.

Так кто же на самом деле «Скруджи»? Из этого исследования мы увидели, что люди с определенными личностными характеристиками тратят меньше денег во время праздников, - это люди с высоким невротизмом и низкой экстраверсией. Но действительно ли, если тратить меньше денег, вы становитесь Скруджем? Когда мы думаем о Скрудже, мы думаем о скупом человеке, но он также недобрый, холодный и несимпатичный. Поэтому важно отметить: в этом исследовании одна черта личности не имела значимых ассоциаций с расходами на праздник: доброжелательность. Поэтому не всегда стоит делать скорые выводы по полученным подаркам — всегда есть исключения!

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию