Новое исследование
Люди недооценивают силу комплиментов

Одна из новых областей исследований в психологии – изучение положительных эффектов комплиментов и того, что побуждает людей их делать. Статья на эту тему опубликована в Бюллетене по психологии личности и социальной психологии. Два исследователя, в том числе социальный психолог из Корнелла Ванесса Бонс, провели серию исследований, чтобы лучше понять, что чувствовали люди до и после того, как сказали или получили комплименты.

В своем первом исследовании ученые набирали людей в кампусе колледжа, чтобы они отправились в указанные места и сделали комплимент четвертому человеку того же пола. Прежде чем отправиться в путь, участники ответили на несколько вопросов о том, что они думают о комплиментах. Оказавшись на территории кампуса, они сделали краткий комплимент по поводу одежды человека, например: «Мне нравится твоя рубашка». Сделав комплимент, участник вручил получателю комплимента запечатанный конверт с опросным листом внутри и ждал, пока он его заполнит и снова запечатает. Получивший комплимент вернулся в лабораторию с опросом.

Опросы показали, что люди, делающие комплименты, недооценивают, насколько хорошим будет эффект. Другими словами, люди, получившие комплименты, чувствовали себя более счастливыми, довольными и польщенными, чем предполагал делающий комплимент.

Во втором исследовании любители комплиментов могли свободно их делать по поводу всего, что им действительно нравилось; на этот раз они тоже недооценили реакцию получателей на комплимент. И даже после того, как они стали свидетелями положительной реакции, они все равно недооценили, насколько хорошо себя чувствовал получатель.

В третьем исследовании ученые задали вопрос: избегают ли люди комплиментов незнакомцам, потому что они беспокоятся о том, что они будут чувствовать себя неловко или неудобно? На этот раз они попросили людей, делающих комплименты, предсказать, будут ли у получателей отрицательные чувства по поводу комплимента. Они обнаружили, что люди, делающие комплименты, резко переоценивают, насколько обеспокоенным, неудобным и раздраженным будет чувствовать собеседник, и это, вероятно, мешает людям делать больше комплиментов.

Исследователи также задались вопросом, мешает ли тревога по поводу разговора с незнакомцем делать комплименты. В четвертом исследовании они набрали участников, которых они назвали «сторонними прогнозистами», которые попытались предсказать, как будут себя чувствовать получатели комплиментов. На этот раз они обнаружили, что люди, дающие комплименты, испытывали тревогу перед тем, как сделать комплименты, а люди с более высоким уровнем тревожности с большей вероятностью ожидали, что получатель негативно отреагирует на их комплимент. Люди, дающие комплименты, также беспокоятся о своей способности эффективно сделать комплимент.

«Сторонние прогнозисты» не сообщали о чувстве беспокойства перед тем, как был произнесен комплимент (им не приходилось подходить и разговаривать с незнакомцем), и с большей вероятностью ожидали, что получатель комплимента почувствует себя польщенным и счастливым, получив комплимент.

Вывод: беспокойство по поводу разговора с незнакомцем и беспокойство по поводу неэффективного произнесения комплимента, вероятно, отбивает у людей охоту делать комплименты незнакомцам.

Исследователи также обнаружили, что люди, дающие комплименты, были в лучшем настроении после того, как сделали комплимент, и сообщили, что в будущем они с большей вероятностью сделают комплимент незнакомцу.

«У многих из нас бывают моменты, когда мы замечаем и ценим что-то в другом человеке, – возможно, нам нравится то, что он носит, или мы действительно впечатлены его презентацией – но мы храним нашу признательность при себе, а не делимся ею. Это исследование предлагает объяснение того, почему в данный момент мы склонны забывать, насколько хорошее чувство у другого человека может вызвать простой, даже неловко сделанный комплимент», – говорят исследователи.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию