Одаренность
Комплексное исследование одаренности

Что же такое одаренность? Очень часто путают понятия одаренность и талант. Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант - это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно.

"Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческие или продуктивные способности;
  • лидерские способности;
  • психомоторные способности;
  • художественные и исполнительские искусства".

Определение одаренности Комитета по образованию США

Выявление одаренных учащихся - достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:

  1. Номинация (называние) - имена кандидатов в одаренные;

  2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;

  3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений - сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;

  4. Оценка учащегося его сверстниками - сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;

  5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

  6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;

  7. Психологическое тестирование - показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Пакет "Одаренность" позволяет выявить:

  • поведенческие характеристики одаренных детей в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях;
  • языковые способности;
  • математические способности;
  • технические способности.

Для выявления уровня развития:

  • общих интеллектуальных способностей, абстрактного и логического мышления может быть использован тест AIST (тест структуры интеллекта Амтхауэра);
  • внимания и памяти могут быть использованы системы ВТТ и ПТО;
  • психомоторных способностей может быть использована система ЯГУАР;
  • личностных свойств и, в том числе, лидерских качеств могут быть использованы Опросники Кеттелла (CPQ, 16-PF).

Методики пакета

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию