Опросник Лири
Психологическая диагностика межличностных отношений. Межличностные отношения между людьми.

Опросник Лири позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке по 8 базисным качествам. С помощью этого опросника можно определить, как и в чем нарушаются отношения в коллективе или в семье, и затем использовать полученные результаты для психологической коррекции.

Опросник включает 128 утверждений (характерологических свойств), которые группируются в 8 "типов отношений", связанных с различными личностными чертами.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

  • Экстремальная форма – автократическое, диктаторское и педантичное поведение, маниакальные проявления. Вызывает поведение следующих типов: поддающаяся пассивность; восхищенная благодарность.
  • Адаптивная форма – энергичное компетентное поведение и авторитет, основанный на способностях человека.

II. Эгоистичный

  • Экстремальная форма – эгоистическое поведение, эгоцентризм, эксгибиционизм, возвышение себя над остальными. Вызывает поведение следующих типов: упрямая подозрительность, скромная робость, поддающаяся пассивность, восхищенная благодарность.
  • Адаптивная форма – проявление независимости и веры в свои силы.

III. Агрессивный

  • Экстремальная форма – ригидно твердое, бесчувственное поведение без учета ситуации, типичное преимущество для психопатов. Вызывает поведение типа: общепризнанная успешность, упрямая подозрительность, скромная робость.
  • Адаптивная форма – приемлемые проявления жестокости, резкости, когда они учитывают ситуацию.

IV. Подозрительный

  • Экстремальная форма – подозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения. Вызывает поведение типа: самоуверенная независимость, самоутверждение как соперничество, неласковая строгость.
  • Адаптивная форма – приемлемый критический подход к социальным отношениям.

V. Подчиняемый

  • Экстремальная форма – пассивное самоуничижение, слабость, без учета данной ситуации. Вызывает поведение типа: самоуверенная независимость, самоутверждение как соперничество, неласковая строгость, бесцеремонная критичность.
  • Адаптивная форма – проявляется скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться.

VI. Зависимый

  • Экстремальная форма – полная зависимость, отсутствуют проявления независимости, враждебности и власти, поведение боязливое и беспомощное. Вызывает поведение: навязчивая доминантность, общепризнанная успешность, слишком большая деликатность, альтруистическая ответственность.
  • Адаптивная форма – доверие и восхищение, адекватное данной ситуации.

VII. Дружелюбный

  • Экстремальная форма – стереотипно приятное, любовное поведение без учета данной ситуации – стремление удовлетворить требования других быть положительным и поддерживать положительные отношения. Вызывает поведение типа: дружеская любовность, слишком большая деликатность.
  • Адаптивная форма – экстравертированное дружеское поведение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочтение хороших социальных отношений.

VIII. Альтруистический

  • Экстремальная форма – ригидное повторение типичных форм поведения без учета ситуации, слишком большая активность по отношению к другим, неадекватное стремление брать на себя ответственность за других. Вызывает поведение типа: тревожное доверие, доверчивая кооперативность.
  • Адаптивная форма – ответственное, деликатное поведение, выбирает дружеский способ общения, помогает другим, завязывает эмоциональные контакты. Это положительный социальный тип личности.

Оценка

Максимальная оценка по каждой шкале – 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженности отношения:

  • 0-4 балла – низкая (адаптивное поведение);
  • 5-8 баллов – умеренная (адаптивное поведение);
  • 12 баллов – высокая (экстремальное поведение);
  • 13-16 баллов – экстремальная (до патологии).

Полученные баллы переносятся на дискограмму. Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

  • Доминирование = (I - V) + 0,7 * (VIII + II - IV - VI);
  • Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 * (VIII - II - IV + VI).

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различия в самооценке, идеальном "я", оценке близких людей.

Опросник предназначен для изучения интерперсонального поведения школьников юношеского возраста и взрослых.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию