Обвинения негативно влияют на окружающих
Причина - в нашем эго

Если вы явились свидетелями того, как кто-то публично обвиняет другого - пусть даже за незначительную ошибку, - то, вероятно, в скором времени, и вы будете делать то же самое по отношению к окружающим вас людям. Об этом свидетельствует новое исследование, проведенное в США. Особенно ярко последствия публичных обвинений проявляются в организациях и трудовых коллективах.

Кто виноват?

Нафанаил Дж. Фаст, доцент кафедры менеджмента организации из Школы Бизнеса Маршалла, и Лариса Тьеденс, профессор Стэнфордского университета, провели несколько экспериментов и обнаружили, что публичное обвинение резко повышает вероятность того, что эта практика станет быстро распространяться у свидетелей этой сцены. Причина - в нашем эго: обвинение вызывает ощущение того, что самооценка находится под угрозой и должна быть защищена.

Исследование является одним из первых в изучении влияния публичных обвинений на окружающих. "Когда мы видим другого человека, защищающего свое эго, мы становимся в оборонительную позицию, - говорит Нафанаил Дж. Фаст, ведущий автор исследования. - Что происходит дальше? Мы пытаемся защитить самооценку, обвиняя других в своих же ошибках". Он добавляет, что, в конечном счете, такое поведение может ударить по репутации и быть разрушительным для конкретной организации и общества в целом. Тьеденс отметила, что не следует преуменьшать значимость данной проблемы: "Обвинения становятся общими, когда люди беспокоятся о своей организации и своем рабочем месте".

Как правило, обвинения со стороны руководителей становятся обычной практикой. Влияние этого на организацию может быть довольно коварным. Работники, которые всего опасаются, а, прежде всего, боятся обвинений со стороны руководства, менее склонны к риску. Их идеи становятся все менее инновационными и творческими, а люди перестают учиться на своих ошибках. По мнению ученых, обвинение создает культуру страха, и это приводит к целому ряду негативных последствий для отдельных лиц и организаций.

...И что делать?

Менеджер может управлять путем грамотного поощрения сотрудников, которые учатся на своих ошибках. Конечно, руководители должны адекватно возлагать вину, когда это необходимо, но в частном порядке. Необходимо публично хвалить за достижения, чтобы создать позитивную атмосферу в коллективе.

Любой человек может стать "публичным обвинителем", однако исследователи выделили некоторые общие черты. Как правило, эти люди более склонны принимать оборонительную позицию, среди них чаще встречаются так называемые "нарциссы".

Эксперименты, проведенные учеными, показали, что люди, которые наблюдали обвинения кого-то другого за ошибки, продолжали делать то же самое с другими. В одном из экспериментов, половину его участников просили прочесть газетную статью о чиновнике, обвинившем других в необходимости внеочередных выборов, которые обойдутся государству в несколько миллионов. Вторая группа читала статью, в которой губернатор взял на себя полную ответственность за провал. Те, кто читал об "обвиняющем губернаторе", стали чаще винить других за их собственные недостатки и ошибки, по сравнению с теми, кто прочитал об "ответственном губернаторе".

В другом эксперименте тенденция к обвинению была полностью ликвидирована в группе участников, которые имели возможность заявить о своей самоценности. "Предоставляя участникам шанс укрепить самоценность, необходимость защищать себя пропала", - говорит автор исследования. Полученные результаты имеют особенно важное значение для руководителей, которым необходимо учиться на таких примерах. Это будет способствовать психологической безопасности, стремлению к обучению и инновациям.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию