Новое исследование: самые приятные люди не всегда самые счастливые
Проверка связи между личностью и жизнью

Хорошие и приятные люди обычно всем нравятся и везде ценятся. Новое исследование показывает, что в высшей степени приятные люди иногда меньше удовлетворены жизнью. Излишняя вежливость может сделать людей уязвимыми для эксплуатации, и в этом случае другие могут потерять к ним уважение.

Приятные люди часто оказываются последними?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему у хороших людей меньше шансов сделать то, что нужно для победы? Возможно, у вас есть друг, который, кажется, никогда не возражает, если другие люди будут грубыми или пренебрежительными. Даже когда у вас плохое настроение, этот человек не обижается, когда вы изливаете на него свой гнев и разочарование. Как в случае с удобной теплой подушкой, вы всегда можете рассчитывать на то, что ваш друг поможет вам почувствовать себя лучше.

Казалось бы, хорошие люди действительно имеют преимущество перед не слишком приятными. Другие хотят быть рядом с ними, потому что они излучают положительную энергию. Почему же тогда они часто последние и есть ли доля правды в этом клише?

По мнению Филипа Форса Коннолли и Ингемара Йоханссона Сева из Университета Умео (2021 г.), есть веские теоретические причины отсутствия продвижения, демонстрируемые слишком милыми людьми. Любезность может помешать человеку подняться на вершину. Другим людям могут нравиться хронически приятные люди, но они не всегда обязательно выбирают их в качестве лидеров.

Думая о своем очень приятном друге, могли ли бы вы видеть в нем кого-то большего, чем того, с кем можно пообщаться, когда вам нужно поднять моральный дух? Могли бы вы видеть в этом человеке чьего-то начальника, человека, который отдает приказы?

Коннолли и Сева отмечают: «Одним из объяснений слабой связи между доброжелательностью и статусом может быть то, что люди с высоким уровнем этой черты предпочитают, чтобы они нравились, а не чтобы их почитали». Авторы продолжают объяснять, что можно уважать того, кого не любят (опытный соперник), и любить того, кого не уважают (дружелюбный человек). Считаете ли вы своего приятного друга опытным соперником?

Взаимосвязь между доброжелательностью и удовлетворенностью жизнью

Шведские авторы отмечают, что когда дело доходит до удовлетворенности жизнью, существует два потенциально ключевых фактора, влияющих на положение человека в социальной иерархии. Люди переходят на более высокие ступени этой лестницы, когда у них есть сила в двух основных качествах. Как отмечают авторы, любую социальную встречу или межличностные отношения можно охарактеризовать с точки зрения степени, в которой каждый человек воспринимается как имеющий инструментальную социальную ценность (статус, уважение) и относительную ценность (принятие, симпатия).

Гипотезы ученых предсказывали, что при более низком уровне статуса очень приятные люди не получают уважения и восхищения, в результате чего им не хватает этого одного ключевого фактора, способствующего чувству благополучия. Согласно этой интерпретации, удобные «подушки» вашего друга легко превращают их в пресловутую тряпку, а не в кого-то, кого вы боитесь обидеть.

Проверка связи между личностью и жизнью

Используя онлайн-выборку из 3780 взрослых (в возрасте от 18 до 65 лет и старше), проживающих в Австралии, Дании и Швеции, Коннолли и Сева измерили пятифакторные личностные черты, удовлетворенность жизнью, статус и инклюзивность с помощью кратких анкет.

Чтобы получить представление о об измерении статуса и инклюзивности, попробуйте оценить себя по следующим пунктам:

Статус (шкала от 1 до 5):

  • В глазах других я очень уважаем.
  • У меня высокий социальный статус.
  • Другие смотрят на меня снизу вверх.

Инклюзивность (по шкале от 0 до 6):

  • Я чувствую себя близким к своей семье.
  • В моей семье нет никого, на кого я мог бы положиться в плане поддержки и поощрения (или обратное).
  • Я могу рассчитывать на помощь друзей.
  • У меня нет друзей, которые понимают меня, но я бы хотел (и наоборот).

Во всех выборках средние баллы по каждому пункту были высокими (примерно от 3,5 до 4), но ключевой интерес для исследователей представляли прогностические значения личности, инклюзивности и статуса в отношении удовлетворенности жизнью. Для сравнения с доброжелательностью авторы также включили показатели экстраверсии – черты личности, которая, как известно, связана с более высокими уровнями как показателей социального ранжирования, так и, в свою очередь, удовлетворенности жизнью.

Какова цена приятности?

Исследование показало, что люди с высоким уровнем приятности в целом имели более низкий уровень удовлетворенности жизнью. Напротив, люди с высоким уровнем экстраверсии имели более высокие показатели инклюзии и статуса, что способствовало их большей удовлетворенности жизнью.

Интерпретируя результаты экстраверсии и приятности, авторы предполагают, что если высокий уровень удовлетворенности жизнью зависит от того, чтобы быть включенным в социальную жизнь и восхищения, то черты, которые увеличивают обе эти потребности, будут иметь большее влияние по сравнению с чертами, которые удовлетворяют только одну из этих потребностей.

Приятные люди, отмечают авторы, рискуют быть эксплуатируемыми в социальных ситуациях, что приводит к тому, что они теряют способность достигать своих индивидуальных целей.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию