Психология олимпийца: что мотивирует спортсменов проявлять настойчивость?
Внешние устремления

Во время Олимпийских игр в Токио мы видели не только слезы радости, но и опустошение, разочарование и множество других сильных эмоций. Возникает вопрос: что же мотивирует спортсменов проявлять настойчивость во время изнурительных тренировок изо дня в день? Психологи говорят о том, что все дело в психологических потребностях людей.

«Что дает спортсменам силу воли преодолевать невзгоды и сомнения? Что такого приятного в завоевании олимпийских медалей и установлении мировых рекордов? Что побуждает спортсменов выбирать карьеру физических «самоистязаний» вместо менее требовательных к физическим нагрузкам профессий, несмотря на очевидные незначительные шансы на успех на Олимпийских играх?» – задается вопросами Деминг (Адам) Ван – доктор философии, исследователь социальной психологии и преподаватель в Университете Джеймса Кука. Специалист отвечает на поставленные вопросы следующим образом.

Внешние устремления

Интуитивно, когда поднимается тема основного занятия в жизни, на ум часто приходят две общие цели – это деньги и слава. В исследовании, посвященном изучению того, что приносит удовлетворение в приятных событиях (Шелдон и коллеги), ученые назвали «деньги-роскошь» и «влияние-популярность» внешними жизненными устремлениями. Это означает, что, хотя их обычно ищут, они по сути своей не удовлетворяют в том смысле, что они не удовлетворяют наши фундаментальные психологические потребности и больше рассматриваются как средство для достижения цели. Представление о том, что внешние стремления, такие как погоня за богатством и славой, не являются наиболее заметными мотивационными силами, имеет смысл в контексте Олимпийских игр – явно есть более быстрые и простые способы добиться финансового успеха или завоевать популярность, чем стать спортсменом. Также есть исследования, предполагающие, что события, отражающие реализацию внешних стремлений, менее захватывающие и приятные по сравнению с событиями, которые отражают удовлетворение психологических потребностей (Уанг и коллеги).

Так что же это за психологические потребности?

Фундаментальные психологические потребности относятся к потребности в:

  • автономии (потребность ощущать себя причинным фактором собственных действий, то есть чувство свободы),
  • компетентности (потребность переживать чувство мастерства и способность контролировать результаты, то есть ощущение того, что мы хороши в чем-то) и

  • родства (потребность в близких и значимых отношениях с другими) (Шелдон и коллеги).

Эти три потребности, кажется, лучше объясняют, почему люди преследуют то, что они преследуют, например, спортивное превосходство.

Например, профессиональные спортсмены часто заявляют, что им действительно нравится заниматься спортом и что это был их выбор. Напротив, имеется множество анекдотических свидетельств того, как много студентов университетов выбрали свои курсы или даже посещают университет просто потому, что некоторые карьеры считаются прибыльными и уважаемыми. Таким образом, изучение медицины в элитном университете, скажем, вполне могло быть результатом того, что люди следовали социальным и/или культурным нормам, а не их автономному выбору.

Обретение чувства компетентности может быть еще одним фактором, который побуждает людей делать спортивную карьеру. Хотя у людей на большинстве должностей со временем разовьется чувство мастерства в различных навыках, такие улучшения, вероятно, легче распознаются в спорте, учитывая, насколько конкретными могут быть спортивные достижения по сравнению со многими другими навыками. Например, составление успешного бизнес-предложения требует, чтобы спонсору оно нравилось субъективно, и может не отражать реальных улучшений в личности, написавшей предложение. Написание хорошего эссе на английском языке также не имеет конкретного набора критериев. Однако улучшение личного рекорда на 100 метров в спринте или, что еще лучше, золотая медаль на Олимпийских играх, являются конкретными и объективными показателями улучшения и компетентности.

Помимо автономии и компетентности, родственные отношения, вероятно, являются еще одной причиной, по которой спортивная карьера может быть привлекательным вариантом. Спортсмены часто тренируются в командах, будь то университетские команды, городские или национальные сборные. И эти команды менее политически ангажированы и больше основаны на заслугах, а кто не любит справедливую и гармоничную рабочую среду? Например, в офисе к людям с разным статусом и разным происхождением может быть неодинаковое отношение со стороны начальника, что ведет к безудержной «офисной политике». А вот, например, в спорте индивидуальный прыжок на 20 см выше, чем остальная часть команды по прыжкам в высоту, будет оценен тренером независимо от других переменных. Связь социальной гармонии и сплоченности могут выступать ключевыми мотивами тренировочной настойчивости спортсменов.

Также важно отметить, что помимо спортивного контекста вышеупомянутые психологические потребности также лежат в основе большинства наших жизненных усилий.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию