5 причин, по которым мы принимаем плохие решения
Первый шаг – это признать, что у вас есть проблема

Мы склонны к различным когнитивным искажениям, которые сильно влияют на то, как мы принимаем решения. Если мы сможем эффективно избавиться от врожденных и приобретенных предубеждений в своем мышлении, мы сможем лучше принимать решения.

  1. Первое впечатление. Наш мозг устроен так, что в течение нескольких секунд после того, как мы впервые увидели или услышали кого-то, мы делаем мгновенные суждения, и изменить их практически невозможно. Например, во время собеседования вы судите об управленческих навыках человека на основе презентации и избегаете дополнительной информации, которая может противоречить вашему первому впечатлению. Но первые впечатления трудно изменить. Одна из стратегий преодоления этой предвзятости состоит в том, чтобы найти способы лучше узнать человека (к примеру, собрать больше информации). Со временем и усилиями первоначальные впечатления можно изменить.

  2. Порыв. Любой, кто когда-либо стоял перед свежим печеньем и обнаруживал, что ест его, не задумываясь, может оценить этот порыв. Согласно LeDoux (2015), эмоции могут затоплять сознание и подрывать рациональное обдумывание. Философ Дэвид Юм сказал, что разум – раб эмоций. У большинства людей в пылу спора логический ум уходит на второй план. Поэтому для повышения способности комфортно справляться со стрессом и принимать решения психологическая подготовка очень важна.

  3. Проецирование собственных мотивов на других. Когда мы взаимодействуем с новым человеком, наши суждения окрашены собственным прошлым опытом и ожиданиями. По сути, мы навязываем новому человеку схемы наших прошлых отношений. Перенос может быть запущен за пределами сознательного понимания. Например, человек с жестоким родителем, взаимодействующий с новым партнером, который похож на его родителя, с большей вероятностью испытает неприязнь и недоверие к новому человеку. Напротив, мы тяготеем к людям, основанным на их сходстве с ранее положительно оцененными значимыми другими людьми.

  4. Ожидания. То, что человек ожидает, может сильно влиять на то, что происходит на самом деле. Рассмотрим решение, стоящее перед Джо, официантом, работающим в оживленном ресторане. Его цель состоит в том, чтобы максимизировать свои чаевые. Основываясь на ограниченном числе наблюдений, он формирует убеждение (гипотезу), что хорошо одетые люди дают хорошие чаевые, а плохо одетые клиенты – нет. Действуя на основе этого убеждения, он приводит в действие самосбывающееся пророчество, предоставляя различный уровень услуг в зависимости от внешности клиентов. Когда ресторан переполнен, хорошо одетые клиенты действительно оставляют чаевые выше среднего, а плохо одетые клиенты – нет, именно из-за разного уровня услуг, которые предоставляет Джо. «Ключом к принятию правильного решения является отношение к своим убеждениям как к гипотезам, которые нужно проверять, а не защищать», – говорит автор рекомендаций – доктор философии, почетный адъюнкт-профессор экономики здравоохранения в Университете Иллинойса в Спрингфилде Шахрам Хешмат.

  5. Отрицание. Это психологическая защита, которую мы все используем против внешних реалий, чтобы создать ложное чувство безопасности. Отрицание снижает тревогу перед лицом невыносимых новостей (например, диагностирование болезни). Отрицая, люди говорят себе: «Этого не происходит». Например, алкоголики утверждают, что у них нет проблем с алкоголем. На самом же деле первый шаг – это признать, что у вас есть проблема, и начать искать помощь, чтобы принять верное решение.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию