Как эффект Зейгарник ежедневно влияет на вашу продуктивность
Планирование – это не только лишь составление списка дел

Исследования проливают свет на то, как незавершенные задачи влияют на производительность.

Эффект Зейгарник довольно распространен и часто делает людей невероятно непродуктивными. Его открыла литовско-советский психолог Блюма Зейгарник. Суть эффекта в следующем: мозг с большей готовностью вспоминает прерванную задачу, чем завершенную.

Зейгарник изучила этот феномен после того, как ее профессор, гештальт-психолог Курт Левин, заметил, что официант запоминает детали еще неоплаченных заказов лучше, чем те заказы, которые уже были оплачены. Зейгарник провела серию экспериментов, чтобы раскрыть основные причины этого явления. Впервые исследование было опубликовано в 1927 году в журнале Psychologische Forschung.

Ее исследование основано на одной из теорий Левина, согласно которой задача, которая уже начата, создает напряжение, специфичное для задачи, что улучшает когнитивную доступность соответствующего содержания. Напряжение снимается после выполнения задания, но сохраняется, если его прерывают. Благодаря постоянному напряжению контент становится более доступным и легко запоминается.

Эффект Зейгарник как учебное пособие

Эффект Зейгарник – отличный инструмент, когда кто-то хочет что-то запомнить. Например, эффект предполагает, что учащиеся, которые прерывают учебу для выполнения несвязанных действий (таких как изучение другого предмета или игра), лучше запоминают материал, чем учащиеся, которые заканчивают учебные занятия без перерыва. Таким образом, намеренное прерывание учебы, которое может показаться пустой тратой времени, на самом деле продуктивно.

Проблема с эффектом Зейгарник с точки зрения производительности заключается в том, что он характерен и для неучебных дел, таких как создание и достижение новых целей. Два ученых из Университета штата Флорида, Э. Дж. Масикампо и Рой Ф. Баумейстер, в ходе нескольких исследований обнаружили, что умственное напряжение, создаваемое незавершенными задачами – то, что первыми признали Левин и Зейгарник, – сохраняется до такой степени, что влияет на то, насколько хорошо люди выполняют другие задачи в повседневной жизни. По сути, незавершенные задачи отвлекают людей от выполнения новых задач.

Незавершенные задачи снижают продуктивность

Масикампо и Баумайстер полагали, что существует множество теорий и свидетельств того, что в уме остаются невыполненные цели, например эффект Зейгарник. Их исследования показали, что незавершенные цели вызывали отвлекающие мысли и плохую работу, когда участники исследования пытались достичь новых целей. Они обнаружили, что эффект Зейгарник блокирует различные когнитивные процессы мозга, которые обычно способствуют достижению цели. Короче говоря, незавершенные задачи отвлекают людей, тем самым делая их менее эффективными в будущем.

Масикампо и Баумайстер также предположили, что составление плана – выписывание подробных задач для невыполненных целей — может уменьшить отвлекающее воздействие эффекта Зейгарник. И вот, когда они позволили участникам создавать конкретные планы для своих незавершенных целей, прежде чем браться за новые задачи, различные эффекты помех исчезли. Они обнаружили, что приверженность конкретному плану достижения цели, вероятно, не только облегчает достижение цели, но и высвобождает когнитивные ресурсы для других занятий. Как только кто-то создает план незавершенной задачи, мозг приостанавливает когнитивную деятельность, связанную с выполнением незавершенной задачи. Затем мозг возобновляет свою целенаправленную когнитивную деятельность в запланированное будущее время.

Планирование – это не только лишь составление списка дел

Планирование, по-видимому, помогает мозгу избавиться от когнитивного напряжения, связанного с незавершенными задачами, тем самым создавая пространство для выполнения новых задач, то есть так мозг становится более продуктивным. Фанаты списка дел могут принять это как доказательство концепции. Но это неверный вывод.

«Ежедневные списки дел не для всех продуктивны. Есть те, кто ругается, используя списки дел и вычеркивая каждый пункт, а есть и те, кто почти никогда не обращается к спискам и строит планы в голове. На самом деле это исследование означает, что создание подробных планов достижения целей, независимо от того, пересматриваются они или нет, помогает снять когнитивное напряжение (стресс) и достичь целей. Это два невероятно продуктивных и достойных результата, независимо от того, как вы предпочитаете планировать», – говорит автор, коуч и спикер Келли Макменамин.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию