Как улучшить коммуникации с окружающими
7 советов психолога

Сегодня коммуникации стали многогранными и сложными. Как в этих условиях улучшить диалог с окружающими? Профессор когнитивной психологии, доктор философии, автор книг Роберт Н. Крафт дает 7 рекомендаций для выстраивания продуктивного общения.

1. Говорите поочерёдно

Главное правило разговора — соблюдение очерёдности. Если кто-то доминирует в разговоре, он нарушает баланс. В этом случае можно дипломатично намекнуть говорящему, что пора уступить очередь. Например, сказать: «Мы давно ничего не слышали от Джоан». Юмор тоже работает.

2. Придерживайтесь темы

Поток тем в разговоре обычно следует схеме: мы выбираем знакомую информацию из предыдущей фразы собеседника и добавляем что-то новое. Если говорящий замечает: «В последнее время было необычно тепло», а получает ответ: «Я хочу бараний гиро на ужин», это нелогичное продолжение диалога. Бывает и так, что человек использует фрагмент речи собеседника как трамплин для рассказа личной истории. Это нормально время от времени, но если человек делает так всегда, разговор становится бессвязным и неудовлетворительным.

Важно также учитывать, как работает память. Ответ на комментарий, сделанный 15 минут назад, не «сработает»: этот комментарий больше не доступен в кратковременной памяти.

3. Общение вместо саморефлексии

Элементы базовой коммуникации — идея, средство выражения (разговор) и тот, кто воспримет высказанную идею. Если разговор превращается в размышления вслух без учета опыта собеседника, это уже не коммуникация, а саморефлексия. В некоторых обстоятельствах она допустима, например, когда вы выплескиваете эмоции из-за неудачного дня, а собеседники слушают и оказывают эмоциональную поддержку. Но разговор — это все-таки обмен мнениями, иначе общение утомит слушателей.

4. Наблюдение как дополнение к разговору

Психологи не только слушают клиентов, но и наблюдают за их поведением, замечая невысказанные сигналы. Чтение таких сигналов пригодится и в обычном общении. Например, когда люди хотят поговорить, они наклоняются вперед, смотрят на вас, двигают рукой, как будто хотят что-то сказать. Когда в процессе разговора они становятся беспокойными, смотрят в сторону или вниз, ерзают, проверяют телефон или даже встают, пора предпринять то, что поможет вовлечь их в разговор.

5. Сдерживайте эгоцентризм

Мы стремимся общаться эффективно, но делаем это, экстраполируя собственные знания и убеждения. Полезно осознавать этот эгоцентризм и уделять внимание точкам зрения других участников разговора.

6. Не стоит думать, что все сразу вас поймут

При разговоре некоторые переоценивают ясность своих слов. Если то, что мы говорим, звучит ясно для нас, мы предполагаем, что это понятно и собеседнику. В исследовании Боаза Кейсара и Энн Хенли участники произносили синтаксически неоднозначные предложения, чтобы слушатели могли четко понять высказывания. Например, говорили: «Рик переместил гриль под крыльцо», используя интонацию, выражение лица и ударение, чтобы передать — Рик взял гриль и переместил его под крыльцо (а не то, что гриль изначально был под крыльцом). Затем участники сообщали, считают ли они, что слушатели поняли их правильно. Результаты показали: в половине случаев, когда говорящие думали, что их поняли правильно, слушатели их не понимали.

Осознание этой чрезмерной уверенности в своей ясности поможет улучшить коммуникации.

7. Держите баланс

До 40% речи человека — это слова о нем самом. Разговор о себе активирует мозговые центры вознаграждения, поэтому личное удовлетворение часто вступает в противоречие с предоставлением возможности говорить собеседнику. Важно приложить усилия для баланса, например, задавать собеседникам открытые вопросы.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию