Пн-Пт 9:00 - 18:00 по МСК
Сегодня коммуникации стали многогранными и сложными. Как в этих условиях улучшить диалог с окружающими? Профессор когнитивной психологии, доктор философии, автор книг Роберт Н. Крафт дает 7 рекомендаций для выстраивания продуктивного общения.
Главное правило разговора — соблюдение очерёдности. Если кто-то доминирует в разговоре, он нарушает баланс. В этом случае можно дипломатично намекнуть говорящему, что пора уступить очередь. Например, сказать: «Мы давно ничего не слышали от Джоан». Юмор тоже работает.
Поток тем в разговоре обычно следует схеме: мы выбираем знакомую информацию из предыдущей фразы собеседника и добавляем что-то новое. Если говорящий замечает: «В последнее время было необычно тепло», а получает ответ: «Я хочу бараний гиро на ужин», это нелогичное продолжение диалога. Бывает и так, что человек использует фрагмент речи собеседника как трамплин для рассказа личной истории. Это нормально время от времени, но если человек делает так всегда, разговор становится бессвязным и неудовлетворительным.
Важно также учитывать, как работает память. Ответ на комментарий, сделанный 15 минут назад, не «сработает»: этот комментарий больше не доступен в кратковременной памяти.
Элементы базовой коммуникации — идея, средство выражения (разговор) и тот, кто воспримет высказанную идею. Если разговор превращается в размышления вслух без учета опыта собеседника, это уже не коммуникация, а саморефлексия. В некоторых обстоятельствах она допустима, например, когда вы выплескиваете эмоции из-за неудачного дня, а собеседники слушают и оказывают эмоциональную поддержку. Но разговор — это все-таки обмен мнениями, иначе общение утомит слушателей.
Психологи не только слушают клиентов, но и наблюдают за их поведением, замечая невысказанные сигналы. Чтение таких сигналов пригодится и в обычном общении. Например, когда люди хотят поговорить, они наклоняются вперед, смотрят на вас, двигают рукой, как будто хотят что-то сказать. Когда в процессе разговора они становятся беспокойными, смотрят в сторону или вниз, ерзают, проверяют телефон или даже встают, пора предпринять то, что поможет вовлечь их в разговор.
Мы стремимся общаться эффективно, но делаем это, экстраполируя собственные знания и убеждения. Полезно осознавать этот эгоцентризм и уделять внимание точкам зрения других участников разговора.
При разговоре некоторые переоценивают ясность своих слов. Если то, что мы говорим, звучит ясно для нас, мы предполагаем, что это понятно и собеседнику. В исследовании Боаза Кейсара и Энн Хенли участники произносили синтаксически неоднозначные предложения, чтобы слушатели могли четко понять высказывания. Например, говорили: «Рик переместил гриль под крыльцо», используя интонацию, выражение лица и ударение, чтобы передать — Рик взял гриль и переместил его под крыльцо (а не то, что гриль изначально был под крыльцом). Затем участники сообщали, считают ли они, что слушатели поняли их правильно. Результаты показали: в половине случаев, когда говорящие думали, что их поняли правильно, слушатели их не понимали.
Осознание этой чрезмерной уверенности в своей ясности поможет улучшить коммуникации.
До 40% речи человека — это слова о нем самом. Разговор о себе активирует мозговые центры вознаграждения, поэтому личное удовлетворение часто вступает в противоречие с предоставлением возможности говорить собеседнику. Важно приложить усилия для баланса, например, задавать собеседникам открытые вопросы.
10,000+ companies rely on Olark software to chat with customers directly.