Время отдыхать
Зачем люди едут в отпуск и почему их рассказы о поездках никому не интересны?

Вы вкалываете целый год, чтобы позволить себе поездку в Париж. Едете, едите лягушачьи лапки, делаете сотни фотографий, покупаете чемодан сувениров. А что дома? Никто даже слушать не хочет, как замечательно вы отдохнули. То есть нет, минуту-другую Вас послушают, посмотрят на фотографии Эйфелевой башни, но только из вежливости. Что это - зависть или нечто большее?

Охота к перемене мест

Американский антрополог Нельсон Грабурн считает туристические поездки современным эквивалентом священных празднеств. В наши дни для человека время делится на повседневную жизнь, полную забот и тягот, и "настоящую жизнь", которая достается ценой 11 месяцев напряженного труда. Граница между этими двумя жизнями обставлена ритуалами перехода (сборы, получение визы, перевод часов в самолете) и ритуалами возвращения (вручение подарков, демонстрация фотографий и сувениров).

Само путешествие обычно проходит в режиме, который психиатры называют измененным состоянием сознания: чрезмерное возбуждение и напряжение, эйфория, к которым добавляется потребление некоторой дозы спиртного. "Жизнь большинства людей расписана по минутам, подчинена зарабатыванию денег и ужасно однообразна", - говорит психолог Соня Фридман (Sonya Friedman).

"Поэтому, несмотря на частые разочарования, расходы, бытовые неудобства и реальные опасности, нынешний турист продолжает стремиться к неизведанным красотам природы и культуры. Но поэтому и истории загорелых, сияющих довольством отпускников не радуют слушателей".

Золотое правило отпускника

Путешественникам надо задуматься об истинной мотивации своей потребности делиться впечатлениями об отпуске. Слушатель уловит в вашем рассказе даже подсознательное чувство превосходства, говорит Дженнифер Крокер (Jennifer Crocker), профессор психологии из Мичиганского университета. И постарается быстро закончить разговор, чувствуя досаду или раздражение.

Ее совет для путешественников, жаждущих поделиться впечатлениями, состоит в том, чтобы подумать об истинных причинах стремления рассказать всем вокруг о своей поездке. Если Вашим основным стимулом является конструирование образа самих себя как свободных, благополучных, удачливых, компетентных и достойных уважения людей, пожалуй, лучшее, что Вы можете сделать - держать рот на замке.

Лучшая аудитория туриста - люди, собирающиеся туда, откуда Вы только что вернулись, или те, кто уже был в том же самом месте. Если же таковых в Вашем окружении не находится, посетите Интернет-форумы и оставьте там отчет о поездке, советует Крокер. Это самый доступный способ "конвертации" индивидуального воспоминания в признак социального статуса без ущерба для окружающих, считает она.

Ирина Павленко для сайта Effecton.ru с использованием материалов www.wadsworth.com

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию